На главную | Написать письмо
 


Сибирская и Амурская военные флотилии в период революционных событий, гражданской войны и интервенции, создания МС ДВ.

музей ТОФ зал 2Во Владивостоке после заключения Портсмутского договора 22 августа 1905 г . скопилось большое количество солдат и матросов, призванных из запаса, которые надеялись на скорое возвращение домой. Но военное командование не спешило с их отправкой, стало известно, что это планируется на весну следующего года. Среди мобилизованных было немало участников революционных выступлений в западных областях страны, которые непосредственно общались с матросами, живя в казармах Сибирского флотского экипажа. Шла пропаганда революционной агитации. Условия службы были крайне тяжелыми: не было дней отдыха, плохое питание, частые наказания за любую провинность ограничения в правах.
В революционных выступлениях во Владивостоке участвовали огромные массы матросов и солдат, лишь небольшая часть войск во время этих выступлений оставалась в подчинении властям. Способствовало усилению революционных выступлений активная работа агитаторов-большевиков: распространялись листовки и революционные брошюры, проходили митинги, на которых большевики призывали к активному участию в революционной борьбе.
Чтобы избежать беспорядков, власти отправили в плавание наиболее крупные соединения флота - Владивостокский отряд крейсеров. На борту кораблей отряда находился десант из 1000 наиболее неблагонадежных солдат гарнизона. Одновременно был получен приказ о выходе в море военного транспорта "Шилка", на котором было большое количество революционно настроенных матросов.
30 октября 1905 г . произошло первое революционное выступление, где властям предъявили свои требования более 2 тыс. матросов Сибирского флотского экипажа. Революционное выступление переросло в беспорядки, которые были жестоко подавлены. Часть требований моряков были удовлетворены, но 12 ноября вспыхнуло восстание матросов и присоединившихся к ним солдат крепостной артиллерии. Властям удалось его подавить. Было арестовано и предано суду более 400 его участников. В ответ на это вспыхнуло новое восстание на 1 Речке. Таким образом, то угасая, то вспыхивая с новой силой, митинги и восстания следовали один за другим.
10 января 1906 г ., в годовщину Кровавого воскресенья, восстали матросы Сибирского флотского экипажа. К ним присоединились солдаты гарнизона и жители города. Мирной демонстрацией они направились к дому коменданта, чтобы предъявить свои требования. Не застав его дома, колонна направилась к штабу, где была встречена пулеметным огнем. Матросы с крейсеров "Аскольд" и "Жемчуг", стоявших в бухте Золотой Рог в районе вокзала, открыли огонь по войскам, пытаясь помочь восставшим. Восставшие захватили Тигровую батарею, заставили артиллеристов открыть огонь по казакам. Появились убитые и раненые. В городе начались массовые аресты. На следующий день восстали артиллеристы Иннокентьевской батареи, прогнали офицеров и подняли красный флаг над позициями. К ним присоединились артиллеристы батарей на мысах Голдобин и Чуркин, а также солдаты 32-го артиллерийского полка. Комендант крепости попытался уговорить восставших, но был ранен и покинул батарею, а казакам был предъявлен ультиматум о немедленном выходе из города. Казаки спешно покинули Владивосток. В скоре город оказался в руках восставших. Власти, сконцентрировав силы для подавления восстания, жестоко его подавили с помощью карателей. Сразу же была создана военно-следственная комиссия, заменялись команды кораблей, выводились неблагонадежные части. Из 402-х преданных суду матросов, трое были приговорены к смертной казне, замененной потом 15-ю годами каторги, остальные - к различным срокам тюремного заключения и каторжных работ.
Революционное движение не затихало и в 1907 г . В октябре восстали минеры крепостного минного батальона в бухте Диомид, вслед за этим - матросы миноносцев Сибирской флотилии. Матросы миноносца "Скорый" вывели корабль на рейд и открыли огонь по городу. К ним попытались присоединиться матросы стоявших рядом миноносцев "Сердитый" и "Тревожный", но офицеры этих кораблей разоружили свои команды. "Скорый" остался один и попытался прорваться к выходу из бухты Золотой Рог, но был встречен огнем артиллерии с других кораблей и выбросился на берег. Красный флаг на нем был спущен, вскоре офицеры и солдаты 12-го полка захватили корабль. Почти вся команда миноносца погибла.
Во Владивостоке было введено осадное положение. Смертные приговоры следовали один за другим, исполнение их не задерживалось. 7 декабря в бухте Улисс были расстреляны 16, а через 4 дня в бухте Тихая - еще 19 революционных моряков.
С потерей Порт-Артура растет значение Владивостока как порта и крепости на тихоокеанском побережье.
Для разработки соображений об усилении Владивостокской крепости был создан Главный Крепостной Комитет, которому было указано, "что крепость эта, являясь оплотом нашей власти на побережье Тихого океана, имеет назначением сохранение в наших руках Восточного Босфора и Золотого Рога при самых трудных условиях борьбы". Исходя из этого значения Владивостока, Главный Крепостной Комитет подготовил доклад на Высочайшее Имя, где был изложен план мероприятий по усилению крепости Владивосток. Причем, учитывая сложную международную обстановку на Дальнем Востоке, было рекомендовано приступить к осуществлению этого плана незамедлительно. В 1909 г . утверждается генеральный план строительства крепости, которую предполагалось оснастить 316 береговыми орудиями, 1194 полевыми пушками, 278 пулеметами, 64 мортирами и 102 ракетными станками. Но к началу первой мировой войны строительство крепости не было закончено.
В 1903 г . Военное министерство приняло решение о создании на Амуре постоянной военной флотилии для обороны пограничной линии по реке Амур и обеспечения сообщений по ней. В 1907-1908 гг. в строй вступили 10 канонерских лодок, а в 1909 г . - 8 изготовленных на Балтийском заводе в Петербурге башенных канонерских лодок (мониторов), которые в разобранном виде перевозились по железной дороге и собирались на месте. Экипажи судов комплектовались моряками Балтийского и Черноморского флотов. В конце ноября 1908 г . все военные суда на Амуре были сведены в Амурскую военную флотилию под командованием капитана 1 ранга А.А. Кононова (до этого они составляли отряд Сибирской флотилии). Главная база флотилии находилась в Осиповском затоне, близ Хабаровска. В 19010 г . в составе флотилии находилось 28 кораблей и судов, в том числе 8 мониторов и 10 канонерских лодок.
После русско-японской войны 1904-1905 гг., российское правительство вновь вернулось к необходимости освоения Северного морского пути. С 1910 г . по линии военно-морского ведомства шла интенсивная подготовка гидрографической "экспедиции Восточного океана" под руководством Б.А. Вилькицкого. На питерских верфях по последнему слову науки и техники были построены два ледокольных транспорта - "Таймыр" и "Вайгач". Самое активное участие в их постройке принимал, тогда капитан 2 ранга, А.В Колчак.
К 1914 г . в состав Сибирской флотилии входили крейсера "Аскольд" и "Жемчуг", канонерская лодка "Манджур", 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок
С началом первой мировой войны российское правительство спешно начало перебрасывать военно-морские силы с Дальнего Востока на Европейский театр военных действий. Первыми в военные действия включились крейсера "Аскольд" и "Жемчуг". Они вошли в состав союзной англо-французской эскадры, действовавшей против германских крейсеров. 15 октября 1914 г . крейсер "Жемчуг" был потоплен в малайском порту Пинанг германским крейсером "Эмден". "Аскольд" некоторое время крейсировал в водах Ост-Индии, затем был направлен в Средиземное море. 8 декабря в Порт-Саиде он вошел в состав отряда английских кораблей. Экипаж "Аскольда" показал отличную выучку в боевых действиях в Средиземном море, а также у Дарданелл, где неоднократно обстреливал турецкие укрепления. Англичане восхищались точностью стрельбы русских моряков.
В феврале 1917 г . произошла вторая русская революция, в результате которой Россия из монархического государства стала республикой, а в октябре 1917 г . залп с крейсера "Аврора" крейсер Аврора возвестил о начале Октябрьского вооруженного восстания.
В ночь на 5 апреля 1918 г . во Владивостоке высадились японские, а затем американские и английские войска .
Важную роль в истории гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке сыграли военные моряки, вставшие в силу различных обстоятельств по разные стороны баррикад братоубийственной войны.
После Октябрьского вооруженного восстания 1917 г . Сибирская флотилия находилась в руках Владивостокского совета, где главную роль играли большевики. После чехословацко-белогвардейского переворота 29 июня 1918 г . Сибирская флотилия до победы Советов на ДВ находилась в составе Белого движения. В 1921 г . после Меркуловского переворота командующим флотилией был назначен контр-адмирал Г.К. Старк. Корабли флотилии принимали активное участие в боевых операциях белоповстанческой армии и земской рати против партизанских отрядов в бассейнах рек Амур и Уссури и озера Ханка.
В 1920 г . была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы (с сентября 1921 г . - Народно-революционный флот ДВР),
Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке. Кроме того, моряки Сибирской и Амурской флотилий воевали в составе красногвардейских и партизанских отрядов. 246 моряков Сибирской флотилии отважно сражались в рядах 1-го Дальневосточного социалистического отряда, которым командовал рабочий Владивостокского военного порта В.А. Бородавкин, а начальником штаба был военный моряк лейтенант Радыгин В.И.
25 октября 1922 г . части НРА ДВР и партизаны вошли в г. Владивосток.
После окончания гражданской войны и интервенции морские и речные силы на ДВ практически перестали существовать. Амурская флотилия превратилась в небольшой отряд. Оставшиеся корабли и суда Сибирской флотилии, реорганизованные во Владивостокский отряд особого назначения Тихого океана, были ветхи, разрушены или находились в ремонте.
После вхождения ДВР в состав РСФСР НРФ был переименован в Красный флот на ДВ. С 17 ноября 1922 г . он носит название - Морские силы ДВ, начальником которых был назначен И.К. Кожанов. В 1923 г . во Владивосток прибыл отряд первого призыва на флот в 250 человек.
В 1923 г . во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы "Бравый", "Твердый", "Точный", канонерская лодка "Красный Октябрь", переоборудованная из портового ледокола "Надежный", и несколько вспомогательных судов. В августе 1924 г . на канонерской лодке "Красный Октябрь" состоялась Особая гидрографическая экспедиция на о. Врангеля, которая выдворила оттуда иностранных зверопромышленников, провела ряд исследовательских работ и подняла на острове Государственный флаг СССР (показ: фото участников экспедиции, награды Беломестных). В 1923 г . из нейтрального китайского порта Шанхай во Владивосток прибыло посыльное судно "Адмирал Завойко", которое вошло в состав МС ДВ в качестве сторожевого корабля под новым именем "Красный Вымпел".
В июле 1929 г . враждебно настроенные к Советской России белокитайские войска маршала Чжан Сюэляна захватили КВЖД, находившуюся в совместном советско-китайском пользовании, а затем последовало сосредоточение 132-тысячной группировки китайских войск на советско-китайской границе. Попытки Правительства СССР урегулировать конфликт путем переговоров не дали положительного результата. Советское правительство вынуждено было прибегнуть к силе. 6 августа 1929 г . была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера. Ему была подчинена Дальневосточная флотилия под командованием Я.И. Озолина. С 12 по 31 октября в боях при взятии Лахасусу и Фугдина корабли ДВ флотилии уничтожили Сунгарийскую флотилию противника. 23 апреля 1930 г . за успешные боевые действия Дальневосточная военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Высоких правительственных наград была удостоена большая группа моряков-амурцев (показ фото), а все участники ликвидации конфликта на КВЖД были награждены памятными знакам .

 

Наверх

 

 
Rambler's Top100
Разработка сайта J.Z.   
Сайт управляется системой uCoz