Важнейшее для России и всего мира географическое открытие землепроходцев и мореплавателей на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском побережье побудили Петра I отправить на Камчатку экспедицию для решения важных географических вопросов необходимых для усиления влияния России в данном районе, расширения торговых, экономических связей с другими странами.
В конце 1724 года издается правительственный Указ о снаряжении «Сибирской экспедиции», в последующем получившей название Первой Камчатской экспедиции (1725-1730гг.), возглавляли которую офицеры русского флота капитан-командор Витус Беринг и унтер-лейтенант Алексей Чириков. Петр1 собственноручно написал руководителю экспедиции Берингу инструкцию, которая называлась «… об открытии соединения Азии с Америкой». (Открытие С.Дежнева о возможности плавания из Северного Ледовитого океана в Тихий океан стало известно позже).
Летом 1728 года Беринг и Чириков отправились из устья реки Камчатки на северо-восток. Пройдя большой путь, они подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой, впоследствии названного Беринговым. Экспедиция проделала значительную исследовательскую работу. Весной 1732 года был издан Указ о снаряжении 2-ой Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) с задачей расширения русских владений и увеличения подданных России, которую снова возглавили Беринг и Чириков.
Пакетботы «Св.Петр» и «Св.Павел» в октябре 1740 года вошли в Авачинскую бухту, где было устроено поселение.
В июне 1741 г. пакетботы «Св.Петр» под командованием Беринга и «Св.Павел» под командованием уже капитана А.Чирикова вышли из Петропавловска на поиск путей к побережью Северной Америки. Беринг погиб на обратном пути недалеко от Камчатки, на острове, который носит теперь его имя, Чириков же возвратился тяжело больной. Несмотря на потери и жертвы, в целом экспедиция была успешной. Было открыто западное побережье Северной Америки и установлено расстояние, разделяющее Азию и Америку в пределах 50-60 градуса Северной широты. Они также открыли некоторые из Американских островов. Открытия участников Второй Камчатской экспедиции раскрыли широкие горизонты для дальнейших исследований в северо-восточной части Тихого океана.
Царским Указом от 9 апреля 1812 года Петропавловский острог объявлялся военным портом. Впоследствии, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского в Авачинскую губу была переведена из Охотска главная база морских сил на Тихом океане. 16 февраля 1850 года командиром Петропавловского порта и одновременно Камчатским военным губернатором был назначен опытный моряк, участвовавший в 2-х кругосветных плаваниях, капитан 1 ранга Василий Степанович Завойко, произведенный в 1853 году в генерал-майоры.
В ходе русско-турецкой, так называемой Крымской войны, в 1853-1856 годах боевые действия между Россией и Турцией, поддержанной Англией и Францией, велись на всех морских театрах. Для укрепления своего положения на морях Тихого океана, уничтожения российских кораблей, находящихся там и разгрома опорных пунктов флота на Дальнем Востоке, таких как Петропавловский военный порт, на Тихий океан была отправлена объединенная англо-французская эскадра под командованием контр-адмирала Прайса и контр-адмирала Феврие де Пуанта.
В Петропавловске получили свое первое боевое крещение морские силы России на Тихом океане.
В период с 18 по 24 августа 1854 года силам союзников, состоявших из 3 фрегатов, пароходо-фрегата, корвета и брига при 218 орудиях и 2600 человек экипажей и войск десанта противостоял гарнизон города, насчитывающий 920 человек, фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Руководил обороной Камчатский военный губернатор генерал-майор Завойко.
18-19 августа противник произвел бомбардировку береговых укреплений Петропавловска, а 20 августа высадил десант численностью 600 человек с целью захватить город. Однако, отряд русских моряков в количестве 230 человек, поддержанный огнем кораблей и береговых батарей, контратакой сбросил неприятеля в море. Такая же участь постигла и второй десант союзников, высаженный 24 августа. Вражеская эскадра, потеряв около 450 человек убитыми и ранеными, вынуждена была прекратить боевые действия и отступить. «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силою Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты ничтожным русским местечком» - писал в начале 1855 года английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин».
Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке между Россией и Японией резко обострилась в конце 19 – начале 20 веков.
Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-ой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.
Состав эскадры включал в себя основные силы флота: броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан», «Севастополь», «Петропавловск» и другие (всего 7) броненосные крейсера, канонерские лодки, 25 эскадренных миноносцев, транспорты. В порту Дальний находились учебные крейсера «Джигит» и «Разбойник», в порту Чемульпо (Инчхон ) – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», в портах Китая – канонерские лодки «Манчжур» (Шанхай) и «Сивуч» (Инкоу). Во Владивостоке находился отдельный отряд крейсеров:, «Россия», «Громобой» и «Рюрик», бронепалубный крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена».
В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы.
В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море. 1-я и 2-я эскадры направились к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Особый отряд под командованием адмирала Уриу направился к Чемульпо для высадки авангарда 1-й японской армии и уничтожения стоявших там русских кораблей.
Около 23 часов 30 минут 8 японских миноносцев подошли к рейду Порт-Артура и атаковали эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Палладу». Корабли получилди повреждения и на длительный срок вышли из строя. Так началась русско-японская война 1904-1905 гг.
Россия ни в военном, ни в политическом отношении не была готова к войне, но с начала войны правительством России была развернута пропаганда о необходимости решающего сражения с Японией, что вызвало патриотический подъем среди населения.
Говоря о высоком боевом духе русских воинов, об их героизме и бесстрашии, нельзя не отметить медицинских работников, врачей, сестер милосердия, многие изкоторых добровольно ушли на фронт, за мужьями, братьями, просто из чувства любви к своей Родине. На добровольные пожертвования граждан России создавались и оснащались целые санитарные поезда, передвижные медицинские пункты. Женщины императорской семьи активно участвовали в помощи раненым, очень много сделали для улучшения их положения.
Первая атака японцев на русские корабли, базировавшиеся в Порт-Артуре, ослабила русскую эскадру, выведя из строя 3 боевых корабля, два из которых,- «Ретвизан» и «Цесаревич»,- являлись самыми сильными кораблями в эскадре.
Положение осложнялось еще и тем, что в Порт-Артуре не было доков, которые могли вместить такие корабли. Но, несмотря на потери, эскадра, начальником которой был вице-адмирал Старк сохранила свою боеспособность.
Одновременно с попыткой уничтожить русскую эскадру командующий японским флотом адмирал Тогонаправил передовой отряд своих десантных сил в Чемульпо, поставив перед ними задачу занять столицу Кореи город Сеул. Для этой цели был выделен специальный отряд под командованием контр-адмирала Уриу в составе 1 броненосного крейсера, 5 легких крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспортов.
7 февраля японский флот прибыл к Чемульпо. Стоявшие там на рейде русские корабли – крейсер I ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» - не имели связи с Порт-Артуром и не знали о положении дел.
В 8 часов утра 9-го февраля командир крейсера «Варяг» капитан I ранга В.Ф.Руднев получил от японского адмирала официальное уведомление о начале военных действий и требование покинуть рейд до полудня с угрозой в противном случае атаковать его на рейде. Командир «Варяга» решил совместно с канонерской лодкой «Кореец», которой командовал капитан II ранга Беляев прорываться с боем. Когда русские корабли выходили в море, они были встречены японцами. Произошел короткий, но очень кровопролитный бой двух русских кораблей с превосходящими в несколько раз силами японской эскадры.
На «Варяге» погибли в бою офицер и 30 матросов, 6 офицеров и 85 матросов получили ранения и контузии.
«Варяг» и «Кореец» после боя вернулись на рейд Чемульпо, где осмотр корабля показал, что исправить повреждения на «Варяге» быстро невозможно. Продолжать сражение корабль не мог. Учтя все это, Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров – взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага.
В 18 часов 10 минут экипаж затопил свой гордый, непобежденный крейсер.
Неблагоприятная обстановка, сложившаяся на морском театре военных действий, первые поражения заставили правительство вспомнить об адмирале С.О. Макарове, который по праву считался наиболее выдающимся в России флагманом, пользовался огромным авторитетом.
Никто иной, как «беспокойный адмирал», понадобился в тяжелые для России дни русско-японской войны. Назначенный 1 февраля 1904 года командующим Тихоокеанским флотом, Макаров как обычно развернул кипучую деятельность. По прибытии в Порт-Артур 24 февраля он сразу же принял решительные меры по укреплению обороны базы и повышению боевой активности кораблей эскадры. С.Макаров поставил перед флотом такие задачи: принять все меры к тому, чтобы не допустить высадки японской армии на Ляодунский полуостров, постепенно расширять зону действий против неприятеля легких сил флота. Намечалось нанесение удара по главным силам японцев на море, а Владивостокскому отряду крейсеров предлагалось активно действовать на морских коммуникациях флота противника от Порт-Артура. Новый командующий предпринял частые выходы эскадры для отработки совместного плавания и боевого маневрирования кораблей. Особое внимание С.О.Макаров обратил на организацию разведки, чтобы четко знать местонахождение японских сил вблизи Порт-Артура, в море почти каждую ночь высылались миноносцы.
Но… приближались события страшного утра 31 марта (старый стиль). При выходе из Порт-Артура для сражения с японским флотом броненосец «Петропавловск», на котором находился штаб эскадры во главе с адмиралом Макаровым взорвался на минах и затонул. Вместе с броненосцем погиб и командующий эскадрой адмирал Макаров, погибли 10 офицеров штаба эскадры, 18 офицеров и 620 матросов с «Петропавловска», ушел на дно моря и известный русский художник-баталист В.В.Верещагин.
Лучшим памятником Макарову будет, если каждый флотский офицер и матрос последует его девизу: «Помни войну».
Ослабление эскадры и гибель ее энергичного руководителя привели к отказу от активных действий на море.
После высадки японцев на Ляодунский полуостров появилась реальная угроза перерыва сообщений с крепостью, и главнокомандующий всеми силами на Дальнем Востоке (адмирал?) Алексеев переехал 4 мая из Порт-Артура в Мукден, оставив вместо себя во главе эскадры контр-адмирала Витгефта. 28 июля 1904 года эскадра под его командованием предприняла попытку прорваться из Порт-Артура во Владивосток и вступила в бой с японской эскадрой в Желтом море. Витгефт погиб на «Цесаревиче», прорыв не удался. Часть кораблей укрылась в нейтральных портах, где они были интернированы, часть вернулась в Порт-Артур, где, в основном, находилась на внутреннем рейде, бездействуя. К концу осады они были потоплены огнем японской артиллерии или взорваны своими командами накануне капитуляции Порт-Артура 20 декабря 1904 года. Тихоокеанская эскадра прекратила свое существование.
Одним из центральных событий русско-японской войны явилась оборона Порт-Артура.
Начальником сухопутной обороны крепости был генерал-лейтенант Р.И.Кондратенко. Он погиб на одном из бастионов 2 декабря 1904 года Порт-Артурской крепости. Вместо него был назначен генерал Фок.
С кораблей порт-артурской эскадры на берег сошли сформированные батальоны моряков. Комендоры свезли на берег и установили на позициях 10 шестидюймовыхорудий и 83 – меньших калибров. Всего за период обороны с кораблей были сняты 284 орудия.
Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, которая продолжалась одиннадцать месяцев, на тяжелые оборонительные бои Порт-Артур был сдан 20 декабря 1904 года.
В боях у Порт-Артура японцы потеряли 112 тысяч человек и 15 кораблей, 16 кораблей получили серьезные повреждения… Наши потери составили 28 тысяч человек.
С падением Порт-Артура японское командование получило возможность беспрепятственно перевозить войска морем и сосредоточить их против русской армии в Маньчжурии. Потеря Россией военно-морской базы и Тихоокеанской эскадры оказала огромное влияние на исход войны.
По Портсмутскому мирному договору от 23 августа 1905 года арендные права на Порт-Артур были переданы Японии. ( в 1945 году СССР вернул ее себе, а в мае 1955 – освободил базу).
Крепость была сдана, как считается, не исчерпав до конца возможностей ее обороны.
В апреле 1904 года правительством России было принято решение о посылке эскадры с Балтики на Дальний Восток на помощь 1-ой Тихоокеанской эскадре и для совместного затем овладения Японским морем. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла в поход из Либавы только 2 октября 1904 года, так как подготовка производилась крайне медленно. Командовать эскадрой был назначен начальник Главного Морского штаба вице-адмирал З.П.Рожественский. В состав 2-ой эскадры Тихого океана вошли: 7 эскадренных броненосцев – «Князь Суворов», «Александр II», «Бородино», «Орел», «Ослябя», «Сысой Великий» и «Наварин»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; 4 крейсера I ранга – «Олег», «Аврора», «Светлана», «Дмитрий Донской»; 3 крейсера II ранга – «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»; 5 вспомогательных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 2 госпитальных судна, вспомогательные транспорты и другие.
На подходе к Владивостоку ( через Корейский пролив) утром 14 мая ( по старому стилю ) 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры вступили в Корейский пролив. Здесь кораблибыли встречены японской эскадрой. Состоялось Цусимское морское сражение ( у о. Цусима) 30 русских боевых кораблей с японским флотом в составе 120 кораблей. Главной целью русского флота был прорыв во Владивосток, японский флот под командованием Того имел задачу полного разгрома русского флота.
Большая концентрация сил японского флота, его лучшая оснащенность и маневренность привели к военному успеху. Несмотря на мужество и героизм русских офицеров и матросов, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Балтики до Японского моря и вступивших с ходу в бой, потери были катастрофическими: русские потеряли 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, крейсер «Алмаз» и 2 миноносца прорвались во Владивосток. Из 14 тысяч человек личного состава эскадры погибло более 5 тысяч.
15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать.
С поражением флота в Цусимском сражении рушились окончательно всякие надежды на благоприятный конец войны, ибо окончательный исход ее зависел от победы на море. На Маньчжурском театре обстановка складывалась тоже неблагоприятно. Армия после поражения под Мукденом была неспособна к наступлению.
Военный разгром царской России был очевиден и 23 августа 1905 года в Портсмуте (США) между Россией и Японией был подписан мирный договор.
Наверх