Строительство советского Тихоокеанского флота
(1932-1941гг.)
Урок, преподанный Красной Армией, однако, не пошел впрок Японии. И после ликвидации конфликта на КВЖД обстановка на ДВ продолжала оставаться напряженной.
Непосредственная угроза территории советского ДВ со стороны Японии вызвала необходимость в принятии энергичных мер по укреплению дальневосточных рубежей СССР, увеличению численности и мощи морских сил.
К 1932 г . были восстановлены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря следовали эшелоны с катерниками и подводниками. В необжитых местах строились аэродромы, возводились батареи береговой артиллерии, строились казармы.
30 марта 1932 г . закончилось формирование штаба МСДВ. Командующим МСДВ был назначен флагман 1 ранга М.В. Викторов, начальником Политуправления - Булышкин А.А. (показ: фото, удостоверение). В первом приказе командующего от 21 апреля 1932 г . объявлялось о формировании МСДВ, перечислялись соединения, части, корабли и учреждения, вошедшие в состав МСДВ. С этого дня началось развитие МСДВ как оперативно-стратегического объединения ВМФ СССР.
На ДВ стали прибывать первые строители флота, пришедшие служить по комсомольским путевкам, был сформирован Владивостокский военный порт и 9-я артиллерийская бригада.
4 мая была сформирована бригада траления и заграждения, куда вошли в качестве минных заградителей переоборудованные суда торгового и промыслового флота "Эривань", "Томск" и "Ставрополь".
В состав МСДВ вошло Управление безопасности кораблевождения - УБЕКО, в распоряжении которого находились гидрографическое судно "Прибой", посыльный катер "Нактоуз", лоцмейстерские катера "Протрактор" и "Полюс" и др.
По железной дороге в разобранном виде на ДВ начали поступать подводные лодки, на Дальзаводе их собирали. В ноябре 1932 г .была сформирована 2-я бригады ПЛ (с 1937 г . она стала 1-й бригадой ПЛ ТОФ). В 1933 г . на ТОФ в строй вошла первая подводная лодка В выписке из приказа от 27.11.1933 г. говорится, что ПЛ "Щ-101" вошла в строй на 20 дней раньше намеченного срока. Первым командиром ПЛ "-101" был опытный подводник, прибывший на ТОФ с Балтики, Г.Н. Холостяков. В среде подводников он известен как создатель особой системы изучения устройства лодки, получившей название "пять программ". Она дала прекрасные результаты и вскоре была принята на всех флотах страны. За вклад в строительство флота на Тихом океане Холостяков был награжден орденом Ленина. На ТОФ он командовал ПЛ, дивизионом ПЛ, бригадой ПЛ, в 50-е годы был командующим 7-м Тихоокеанским флотом.
К началу 1935 г . Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот.
Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 г . они были переименованы в Тихоокеанский флот.
Развернувшееся в 30-х годах по всей стране стахановское движение, патриотические начинания трудящихся находили самый горячий отклик и на флоте. Военные моряки по примеру новаторов страны стали изучать технику творчески, стремясь улучшить и усовершенствовать ее, получить от нее наивысший эффект. Особенно это было характерно для тихоокеанцев, осваивающих полученные от промышленности корабли и технические средства в условиях нового для них морского театра. Подводные лодки ТОФ впервые в ВМФ стали плавать и отрабатывать задачи боевой подготовки в течение всего года.
В конце 1935 г . командир 5-й морской бригады Г.Н. Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на более длительное пребывание их в море при полной боевой готовности, чем это предусматривалось проектной документацией и эксплутационными инструкциями. Первой такое испытание прошла ПЛ "Щ-117" под командованием Н.П. Египко. Плавание проходило в сложных зимних условиях, но все задачи, стоявшие перед кораблем, были выполнены блестяще. В частности, подводники провели испытание на максимальное пребывание под водой без регенерации воздуха. "Щ-117" в два раза перекрыла установленные в те годы нормы автономного плавания подводных лодок данного типа, доведя автономность плавания до 40 суток. За высокие показатели в боевой и политической подготовке, отличное выполнение задания командования и проявленную при этом отвагу и выдержку командир и военком ПЛ "Щ-117" были награждены орденами Красной Звезды, а остальные члены экипажа - орденами "Знак Почета". Вслед за "Щ-117" подводные лодки "Щ-122" под командованием А.В. Бука и "Щ-123" - командир И.М Зайдулин за счет переоборудования лодок увеличили автономность плавания до 60 суток, за что оба экипажа стали также полностью орденоносными.
Тихоокеанский флот рос и набирал силы. В 1936 г . два эскадренных миноносца - "Сталин" и "Войков" - прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям (показ: рында и модель "Сталина", штурвал, герб, бортовая надпись, магнитный компас с нактоузом с "Войкова").
В 1937 г . из Мурманска Северным морским путем на флот пришли новые гидрографические суда "Океан" и "Охотск".
В 1940 г . во Владивосток пришла ПЛ "Щ-423" под командованием капитана 3 ранга Зайдулина И.М. Ее переход вошел в историю как первый проход ПЛ Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.
Быстрое развитие Тихоокеанского флота, рост его технической оснащенности требовали подготовки флотских кадров, способных наиболее эффективно использовать оружие и боевую технику. В 1937 г . во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (сейчас - Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова.). Первым начальником училища был назначен Баруздин А.Ф. 24 июня 1941 г . в ТОВВМУ досрочно был произведен выпуск лейтенантов. Первые выпускники училища сразу же отправились на действующие флоты и флотилии.
Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 г . во время событий у озера Хасан. 31 июля крупные силы японцев вторглись в советское Приморье и овладели сопками Безымянная и Заозерная, начались ожесточенные бои на территории сложной горно-болотистой местности, которые продолжались до 11 августа. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых. Так, сторожевой корабль "Метель" под командованием старшего лейтенанта М.Г. Беспалова провел три конвоя из Владивостока в залив Посьет, а на второй день военных действий доставил во Владивосток первую группу раненых.
Все участники боев у озера Хасан были награждены специально учрежденным знаком "Участник Хасанских боев", а 74 моряка-тихоокеанца - награждены орденами и медалями.
В 1939 г . командующий ТОФ Н.Г. Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. В его состав входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов. С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ. С марта 1939 г . Тихоокеанский флот возглавил флагман 2 ранга Юмашев И.С., командовавший ранее ЧФ.
Наверх